08 ноября 2022

Поговорим о подкастинге: интервью с Александром Машковым

Автор: Мария Киселевич
Поговорим о подкастинге: интервью с Александром Машковым

Подкасты считаются одним из самых популярных типов контента. Их слушают буквально все: начиная от студентов, заканчивая предпринимателями.

У людей слишком мало времени: работа, дом, бизнес, учеба и так далее. Подкасты — полезный формат контента, который легко усваивать, пока ты водишь машину или готовишь ужин. Больше не придется искать в своем расписании пустые окна, чтобы выделить 2 часа на чтение, ведь можно делать два дела одновременно.

О том, как устроена кухня подкастов мы узнали у Александра Машкова — маркетолога, редактора, геймера, киномана, книголюба и автора подкаста «Потом доделаю». Ссылку на подкасты прикрепили в конце статьи.

1. Почему ты решил начать записывать подкасты?

Мне очень нравится концепция блогерства. А еще нравится делать аудио-контент (когда-то я даже аудиокниги записывал). В подкастах это все пересеклось, плюс на российском рынке у формата сейчас самый настоящий взрыв — грех не воспользоваться.

2. Востребована ли эта область? Есть утверждение, что в России низкая популярность подкастинга, так ли это?

Да, и становится все более востребованной. Если сравнивать с США, у нас подкастинг пока не очень популярен. Например, некоторые владельцы iPhone даже не знают, что у них предустановлено приложение «Подкасты» . Но тут нужно понимать, что люди сейчас все больше предпочитают потреблять контент, делая что-то параллельно. Как раз поэтому большинство роликов на YouTube именно слушают, а не смотрят. Все-таки не зря YouTube убрал фичу прослушивания видео с выключенным экраном в платную подписку.

Причем жанров у подкастов очень много: от документальных аудиосериалов до художественных, от интервью до мамблкора (подкаст между людьми без четкого распределения ролей и строгой структуры внутри).

3. Какие подкасты больше интересны слушателям: монолог, в формате диалога с экспертом или формат диалога двух экспертов?

Слушают все, если это интересно. Скучные десятиминутные выпуски будут слушать меньше, чем интересные разговорные подкасты на 4-6 часов. Да, такое тоже бывает. То самое же касается и форматов. Продолжительность и формат нужно выбирать такие, чтобы они работали на подкаст, а не пытаться попасть в абстрактные хотелки потенциальной аудитории.

4. Нужен ли сценарий для подкастов? Как сделать так, чтобы материала хватило на 40 минут или есть возможность сымпровизировать?

Кому-то нужен сценарий, потому что без него они и двух слов связать не могут, а кому-то достаточно списка тезисов. Делайте так, как вам удобнее — в конце концов, работа над подкастом должна приносить удовольствие. Я вот по себе заметил, что без проблем могу записать подкаст с собеседником, имея на руках небольшой план. Но вот записать выпуск в одиночку без полностью готового сценария просто не могу, сколько ни пытался.

5. Если очень хочется записать подкаст дома на кухне. То какое минимальное оборудование понадобится?

Телефон с хорошим микрофоном. У современных iPhone с этим все отлично или диктофон. И все. Для монтажа потом потребуется соответствующее ПО, но это уже другая история.

6. Что делать, если гость подкаста из другого города?

Мы записываем «Потом доделаю» с гостями по Zoom. Каждый участник подкаста записывает свою дорожку, а я потом свожу все в один аудиофайл.

7. В каком формате нужно записать и сохранить подкаст?

Для записи формат не важен. Если записывается на профессиональное оборудование, то скорее всего это будет несжатый wav или же mp3. Когда уже монтируется видео из нескольких дорожек с музыкой уже готовый подкаст, его как раз и делают mp3 либо m4a. В основном все-таки распространен именно mp3.

8. Где и как размещать подкасты?

Подкасты слушают на подкаст-платформах: Apple Podcasts, Google Подкасты, «Яндекс.Музыку», Spotify, Castbox и так далее.

Чтобы подкаст туда попали, его нужно сначала залить на хостинг. Существует много разных хостингов подкастов. Они могут быть как платные, так и бесплатные. Например, есть бесплатный довольно простой англоязычный хостинг — Encor Hosting. Он принадлежит Spotify, поэтому он и бесплатный. Однако там достаточно скудные возможности для аналитики.

Также у нас есть русскоязычный бесплатный хостинг mave от Алексея Ткачука с классными возможностями: хорошая статистика, можно хранить на одном аккаунте несколько подкастов.

В остальном все хостинги платные и, как правило, нужно оплачивать фиксированную подписку.

Также подкаст можно хранить у себя на каком-нибудь сервере. Рассказываю, как это работает технически: есть подкаст, который состоит из выпусков; они формируют RSS-ленту по аналогии с блогами; затем RSS-лента отправляется уже на подкаст-платформы. При этом Spotify, VK и «Яндекс.Музыку» не просто подтягивают данные по этой RSS-ленте (описание выпусков, обложки, ссылки на сами аудиофайлы), но и сохраняют эти аудиофайлы себе. Поэтому в случае с этими тремя сервисами нельзя данные агрегировать в единую статистику, так как ни один аналитический сервис не может оттуда спарсить данные.

Ссылка на RSS-ленту указывается во всех подкаст-платформах, и после этого подкасты просто забирают оттуда данные: вы заливаете на хостинг новый выпуск подкаста, оформляете его и затем он автоматически по RSS-ленте подтягивается на все подкаст-платформы, где вы есть.

9. Что необходимо для размещения?

Для размещения нужно описание подкаста, описание всех выпусков, обложка. Все это нужно тестировать и смотреть. Например, обложка, которая есть сейчас у нашего подкаста, мне не нравится, поскольку она абсолютно не попадает в тренды и не выглядит современной. Многие просто выбирают цветовую пару или один цвет, однотонный фон и на нем пишут названия прикольным шрифтом. Некоторые уходят в графику и рисуют красивые обложки.

Что касается описаний, то тут нужно поступать как с любой маркетинговой историей и сделать такое описание, чтобы оно сразу заинтересовало потенциального слушателя и в целом отражало, в чем суть подкаста.

10. Как продвигать подкасты?

Для органического продвижения сначала мы делали короткие выпуски аудиоверсий статей, затем стали делать выпуски с гостями, чтобы пользоваться медиаресурсом этих гостей: к нам приходят люди, они выкладывают у себя в соцсетях новости о том, что с ними вышел подкаст, делятся на него ссылкой. Какая-то часть аудитории приходит к нам, слушает и остается. За счет этого наша аудитория начала расти. Если говорить о целенаправленном продвижении подкастов, то таким мы никогда не занимались.

Еще можно пойти от обратного: ходить самостоятельно к гостям и рассказывать им про свой подкаст. Также можно настроить, например, таргет в соцсетях. Как правило, это не дает высоких результатов, если посмотреть на кейсы других подкастов.

Еще один полезный способ — фичеринг на подкаст-платформах. Если зайти в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыку», то на главной странице бывают большие баннеры каких-то подкастов, которые привлекают к себе внимание. Соответственно, люди просто переходят по ним и слушают. Можно пользоваться подобного рода фичерингом, но условия у каждой подкаст-платформы разные: у «Яндекс.Музыки» можно просто написать форму и объяснить вкратце, почему вы хотите, чтобы ваш подкаст упомянули, добавили в подборки или вывесили на главной странице. У нас был такой опыт, и на площадке «Яндекс.Музыка» без проблем упомянули наш подкаст. Так что сейчас у нас на этой площадке около 6500 подписчиков.

Если в двух словах, то для продвижения подкастов я все-таки советую органический рост, партнерки и бесплатные продвижения от подкаст-сервисов.

11. Расскажи о своем уже записанном подкасте.

Сейчас у меня есть один успешный подкаст — «Потом доделаю». Изначально он задумывался просто как сборник аудиоверсий статей из нашего блога о продуктивности, но потом к этому добавились еще и большие интервью с топ-менеджерами успешных компаний по типу Forbes или «Сбербанк».

Кстати, идея превращать уже существующий текстовый контент в подкаст мне кажется очень здравой — всем советую, так мало кто делает (скорее наоборот — по подкастам делают их текстовые версии).

Кроме «Потом доделаю» у меня еще есть личный подкаст «обо всем» — «Переживание». Пока что там 2 выпуска. Был большой перерыв, но новые выпуски уже в работе. Также у меня в разработке нон-фикшн-подкаст о реальности, которую уже тысячи лет придумывает человечество. Думаю, в октябре выйдет — это будет круто.

12. Назови свой топ личный топ подкастеров.

Я гик, поэтому слушаю много подкастов об играх, кино и т. п. Например, мне нравится «Завтракаст», «В предыдущих сериях», «Отвратительные мужики». Из познавательных очень люблю подкаст «Голый землекоп» и «Розенталь и Гилденстерн».

Александр, спасибо за интервью. Желаем насыщенного материала для подкастов и интересных гостей!

А вот и обещанные ссылки на подкасты:

weeek.mave.digital

perezhivanie.mave.digital

В вашей корзине на сумму руб.
Перейти в корзину
Оставить отзыв
Нажимая кнопку отправить отзыв, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
{{testStep}}
/{{allTestsCount}}
{{currentTest.title}}
Отлично!

Наша команда разрабатывала материалы специально под потребности руководителей и маркетологов.

Оставьте заявку
Мы вышлем вам чек-лист на тест-драйв перед покупкой

Заявка успешно отправлена!