Фриланс уже давно плотно вошел в жизнь многих, вытеснив работу в офисе. Буквально все кому не лень говорят про удаленку, советуют различные биржи. Но когда дело доходит до самостоятельного поиска клиентов, у новичков начинается паника. В этой статье мы рассказываем, как и где вы сможете найти свою клиентскую базу, наработать опыт и стать матерым фрилансером.
«Пару слов» о подготовке к поиску клиентов
Если вы новичок в этой стези, то придется пробиваться с низов, анализируя существующий рынок. Поэтому перед тем как выйти в свет, нужно хорошо подготовиться и оформить портфолио. Причем вам не обязательно работать с реальным проектом, вы можете его просто придумать. Главное — продемонстрировать скиллы.
Для начала определитесь с тематикой, чтобы понять, какая сфера вам подходит. Это может быть beauty-индустрия, медицина, дизайн интерьера и прочее. После этого нужно определиться с типом самой работы. Например, если вы копирайтер, то будете писать коммерческие / в блог посты, интервью, статьи или лонгриды. Дизайнеры обычно делают макеты, баннеры, лого, интерфейсы.
После этого можете приступить к созданию проектов. Важно все, в том числе концепт и реализация. Помните, чем больше проектов вы сделаете, тем убедительнее будет выглядеть ваша страница для заказчика.
Как только доделали проект, начинайте думать над красивой упаковкой, его оформлением с помощью figma / Photoshop. Помните, что демонстрация ваших навыков начинается на стадии, когда заказчик смотрит ваши работы. Чтобы было с чем сравнивать, сделайте сразу несколько вариантов, отложите их в сторону, а позже посмотрите еще раз свежим глазом и выберете самый удачный.
Шло время, вы получили первый заказ с трудом, а что потом? Как только вы сделали проект и осчастливили клиента, нужно начать трясти с него конструктивный отзыв. Это поможет выстроить доверительные отношения между вами и потенциальными заказчиками.
Возвращаемся к теме: где все-таки искать клиентов?
Есть несколько путей: биржи, соцсети агентств, профильные Telegram-каналы и даже личный блог. Про каждый из этих способов рассказываем ниже.
1. Биржи
Многие теряются, когда только начинают регистрироваться. На самом деле этот этап нужно пройти всем. Мы советуем размещать портфолио сразу на нескольких площадках, а не ждать отклика с одной. Где-то вы можете ждать неделю, где-то месяц, а где-то пару дней. Портфолио у вас уже сделано, поэтому раскидать его по разным биржам — не проблема. Еще один совет: перед тем как откликнетесь, внимательно изучите техническое задание, где изложены конкретные требования. Вы должны не только проявить креатив и показать свои навыки, но и продемонстрировать, что можете выполнить поставленную задачу.
Топ площадка для новичков — вы можете найти много легких задач, которые под силу начинающему специалисту. Клиенты в основном из России, Республики Беларусь и Украины, так что английский не важен. В основном на Freelance.ru прилетают задачи по дизайну и программированию, но есть и заказы из других сфер, например, по копирайтингу. Для пользования нужно оформить подписку.
• UpWork
Do u speak English? Если ваш уровень английского хотя бы A2, то вам сюда. Здесь много клиентов со всего мира, в том числе из США и Европы.
Пользоваться можно бесплатно, но рекомендуем все-таки оплатить подписку. Так клиент сможет с вами быстро связаться, а вы следить за предложениями ваших конкурентов заказчику.
В основном здесь работа по дизайну, копирайтингу и программированию. Преимущество площадки в том, что работать можно бесплатно, а комиссия уже входит в стоимость оплаты проекта. Еще один плюс: админы блокируют проекты с чересчур заниженной оплатой.
Подойдет для разработчиков, дизайнеров и других специалистов IT-рынка. Контентщики, не расстраивайтесь раньше времени! Есть работа по копирайтингу, рерайтингу, расшифровке аудио и так далее.
До 5 раз в сутки вы можете пользоваться биржей бесплатно. Если вы исчерпали лимит, но очень хотите откликнуться на понравившееся объявление, то придется оплатить 99 ₽.
Не знаете английский? Выдохните. Weblancer — русскоязычная площадка. Можно найти проекты из разных: начиная от копирайтинга, веб-программирования и SEO, заканчивая написанием научных работ и проектами по архитектуре.
После регистрации предоставляется 30 заявок. Если хотите больше, но нужно будет оплатить тариф.
2. Telegram-каналы
Если не хочется платить деньги, то советуем прошерстить специализированные Telegram-каналы. Там регулярно публикуют свежие вакансии, плюс есть возможность сразу связаться с заказчиками / посредниками и урвать лакомый кусок, ловите список:
• Интересная работа в Москве и на удаленке
• Finder.vc: удаленная работа - вакансии
3. Личный бренд
Если гора не идет к Магомету, то Магомет сам пойдет к горе. Многие недооценивают этот пункт. Формируйте портфолио и параллельно работайте над своим аккаунтом, например, в Instagram. Для дизайнеров также подойдет Behance. Это поможет привлечь клиентов со стороны.
Не стремитесь сразу набрать первые 10 000 тысяч подписчиков. Достаточно просто красиво оформить профиль, делиться лайфхаками или экспертным контентом, публиковать работы. В общем, делать все, чтобы убедить заказчика в том, что вы профессионал. При работе с аккаунтом в Instagram важно:
• В разделе о себе использовать ключевые слова, по которым люди вас найдут
• Использовать #хештеги с ключевыми словами из сферы вашей работы
• Оформить актуальные: ваш прайс, услуги, акции, условия работы, отзывы и так далее
4. Соцсети агентств
Ищите в соцсетях по ключевым словам или #хештегам агентства. Обычно большой спрос на дизайнеров, копирайтеров, контентщиков, IT-специалистов. Даже если на странице не опубликован пост с актуальной вакансией, всегда уточняйте сами и предлагайте рассмотреть ваше портфолио.
5. Сайты с вакансиями
Сайты с вакансиями никто не отменял. Мы советуем HeadHunter.ru. Удобный поиск: можно настроить нужные фильтры, чтобы сразу отмести неподходящие предложения. Например, нажать на пункт «удаленная работа» или «свободный график». Сервис бесплатный.
Быть начинающим фрилансером — не клеймо. Вы всегда можете пробиться, даже если на рынке много конкурентов. Нужно быть настойчивее и использовать все вышеперечисленные возможности: искать вакансии в Telegram или на HeadHunter.ru, откликаться на биржах, вести свой блог. Не забывайте также запрашивать отзывы у клиентов и совершенствовать портфолио, чтобы выстроить лояльные отношения с заказчиком. Источников много, главное — заниматься поиском регулярно. Желаем успехов! :)